У типографий не будет не только европейской бумаги, но и красок

  • Редакция журнала
  • 13 апр. 2022 г.

Пятый пакет санкций Евросоюза усугубит кризис в книжной, журнальной и газетной полиграфии: к нехватке бумаги прибавится острый дефицит полиграфических красок, которые в основном импортировались из ЕС. Европейские производители уже останавливают поставки, а китайские аналоги на 80–100% дороже. Запасов материалов хватит на два-три месяца. Тем временем полиграфисты надеются наладить поставки из других стран или реанимировать отечественное производство. Но даже если это удастся сделать в короткий срок, себестоимость книг, журналов и газет существенно вырастет.

В перечень товаров, запрещенных для импорта из Европы в Россию в соответствии с пятым пакетом санкций, опубликованным Советом ЕС 8 апреля, вошли краски для печати, немелованная и мелованная бумага, используемая для печати или других графических целей, картон, оборудование для производства целлюлозы и отделки бумаги или картона, а также переплетные машины, оборудование для флексографии, офсетной, высокой и глубокой печати. При этом многие зарубежные производители материалов для печати уже остановили поставки в РФ по собственной инициативе (см. “Ъ” от 11 марта).

«Октопринт Сервис» и «Хубергруп РУС» (входят в концерн hubergroup, который производит и поставляет материалы для печати, в том числе печатные краски, лаки и др.) сталкиваются с отказами в поставках, сообщила технический директор компании Татьяна Климова на конференции «Книжная отрасль России в условиях турбулентности» 12 апреля. По ее словам, 98% поставщиков продолжали сотрудничать, «но сейчас это разорвано».

Она надеется, что часть поставщиков продолжат отгружать краски по старым контрактам до 10 июля, в противном случае складских запасов краски для печати книг хватит на два месяца, если получится доставить уже заказанные — на четыре месяца. Компания начала искать новых поставщиков из Китая, но на первом этапе они не помогут избежать дефицита, считает Татьяна Климова.

«На нашем рынке традиционно отсутствовала китайская краска в сегменте ролевой печати. Всегда были европейские краски. Есть предложение по цене китайской ролевой краски, однако она на 80% дороже европейской, и мы не понимаем качества», — рассказал на той же конференции заместитель гендиректора АО «Первая образцовая типография» Игорь Полтавцев. По его словам, ролевая краска используется в сегменте массовой литературы, это черно-белые книги тиражом до 1 тыс. экземпляров.

В целом из-за новых санкций, полагает господин Полтавцев, можно ожидать серьезного повышения цен в производстве книг и вымывания премиальных материалов, в том числе лаков.

«После расшифровки всех кодов, которые указаны в санкционном списке, можно сделать вывод, что запрещен ввоз из ЕС почти всех красок для полиграфии, в этом смысле книги, газеты и журналы нельзя разделять», — говорит генеральный директор полиграфического комплекса «Пушкинская площадь» Михаил Баков. Пострадают от остановки поставок краски и автозаводы (см. “Ъ” от 13 апреля).

«Нас ожидает серьезная проблема, потому как альтернативу Европе быстро найти не удастся», — подтвердил коммерческий директор «Прайм принт» (печатает газеты) Андрей Малахов. Есть индийские и китайские краски, но логистика из этих стран трудоемкая, отмечает господин Малахов. Кроме того, по его словам, комбинаты просят стопроцентную предоплату, а доставка красок возможна не раньше, чем через два месяца с момента оплаты: «Никто из поставщиков не может дать стопроцентных гарантий сроков доставки. Полиграфические предприятия предпринимают сверхусилия для обеспечения наличия расходных материалов».

Типографии не могут закупать краски сами у производителей из-за относительно небольших объемов потребления, поэтому зависят от дилеров, а у последних нет готовых решений, объяснил “Ъ” гендиректор «Парето-Принт» (печатает книги) Павел Арсеньев. По его словам, дилеры будут искать аналоги в Китае, Южной Корее и Турции, но срок доставки заказа в лучшем случае составит два-четыре месяца. «Даже если поставщики будут действовать очень быстро, к концу июля типографии встанут. Мы, конечно, будем пытаться создать запас красок, но мы не одни такие. Также есть вероятность, что поставщики из ЕС будут неаккуратно поставлять последние заказы, и к июлю поставки сойдут на нет», — говорит Павел Арсеньев. «Пока успешных кейсов по доставке красок из Азии нет, но мы работаем над этим», — добавляет Михаил Баков.

Новый пакет санкций также содержит запрет на поставки ниток, отмечает Павел Арсеньев: «Мы всегда шили нитками из Европы, российские не отвечают критериям качества, сейчас наши поставщики будут искать замену».

Он добавляет, что из-за запрета въезда в ЕС грузового автотранспорта, зарегистрированного в РФ и Белоруссии (в рамках того же пакета санкций), ожидается удорожание логистики для материалов.

Издатели книг и газет готовятся к усугублению кризиса в полиграфии. «Мы уже ощущаем дефицит материалов и задержки в печати, по нашему прогнозу, основной кризис на рынке придется на третий квартал», — заявил в ходе конференции «Книжная отрасль России в условиях турбулентности» гендиректор «Эксмо» Евгений Капьев. Это связано как с материалами, так и с тем, что, скорее всего, в третьем квартале проявится падение доходов населения, пояснил он. Тем более что книги подорожают.

«Если говорить о цене — все понимают, что рост (за год. — “Ъ”) будет 25–30% как минимум. Сейчас уже издатели подняли цены от 5% до 15%»,— заявил на конференции директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов. В «Росмэн» не меньше четверти выпускаемых книг в ассортименте напрямую зависят от импортных составляющих, мелованной бумаги, качественного картона и самоклеящейся бумаги (для брошюр с наклейками для детей), объяснил он.

В крупных журнальных типографиях говорят о наличии запаса красок на три-четыре месяца, рассказал гендиректор ИД «Лев» (издает детские журналы) Лев Елин.

«Чтобы получить китайские краски, нужно как минимум два месяца плюс тестовый срок. Сейчас эти краски тестируются», — говорит он. Они действительно на 80–100% дороже европейских, но «есть вероятность, что это ситуативная цена и ее потом удастся опустить», добавил Лев Елин: «В то же время с китайской краской есть технологические проблемы, она неудобно упаковывается, это может удорожить процесс производства».

По словам гендиректора ИД «Аргументы и факты» Руслана Новикова, пока неясно, что будет дальше: «Типографии ищут варианты». Ситуация крайне сложная, признает гендиректор холдинга «ИМ Медиа» (издает «Тайны звезд» и др.) Алексей Иванов, но паники, уверяет он, нет: «У типографий, с которыми мы сотрудничаем, запасы на два-три месяца, у нас есть время, чтобы найти решение». Есть индийские краски, добавляет господин Иванов, можно реанимировать российское производство.

Автор – Валерия Лебедева