«Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы»

  • Редакция журнала
  • 5 нояб. 2022 г.

15 ноября 2022 г. в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына и 16 ноября в Межрегиональном центре библиотечного сотрудничества при поддержке Министерства цифрового развития, связи  и массовых коммуникаций состоится VI Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы».

На конференции будут обсуждены и намечены подходы и организационные процедуры дальнейшей реализации деятельности в сфере поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.
Организаторами конференции выступают Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Московский педагогический государственный университет, Русская школьная библиотечная ассоциация и Русская ассоциация чтения.
Конференция пройдет в гибридном формате.
Участниками конференции станут преподаватели вузов, учителя, специалисты дошкольного и дополнительного образования, методисты, работники библиотек, издательств, книжной торговли, СМИ, аспиранты и магистранты.

15 ноября 2022 года - пленарное заседание. Начало конференции в 10:00, регистрация участников с 09:30 по адресу: Нижняя Радищевская улица, д. 2 (метро Таганская).
16 ноября 2022 года - круглый стол. начало в 11:00, регистарция по адресу: 1-й Басманный переулок, д. 2А, стр. 1.15 ноября (вторник)

ПРОГРАММА

Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (ул. Нижняя Радищевская, дом 2)

9.30 – 10.00 Регистрация участников

10.00 – 12.00 Открытие конференции. Пленарное заседание

Модераторы:

КУЗЬМИН Евгений Иванович, заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, кандидат педагогических наук (Москва).

ТРУБИНА Людмила Александровна, проректор Московского педагогического государственного университета, заведующая кафедрой русской литературы XXXXI веков, доктор филологических наук, профессор (Москва.)

Приветствия:

ВОРОПАЕВ Александр Николаевич, начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Москва).

ТРУБИНА Людмила Александровна, проректор Московского педагогического государственного университета, заведующая кафедрой русской литературы XXXXI вв., доктор филологических наук, профессор (Москва).

МОСКВИН Виктор Александрович, директор Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва).

Доклады:

РОМАНИЧЕВА Елена Станиславовна, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации (Москва).

Новые читательские практики школьников как «людей экрана»: преодолевать? поддерживать?

АСКАРОВА Виолетта Яковлевна, профессор Челябинского государственного института культуры, доктор филологических наук (Челябинск).

Общение по поводу книги и чтения: смена ролей

ГАЛАКТИОНОВА Татьяна Гелиевна, профессор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук (Санкт-Петербург)

Из опыта поддержки детского и юношеского чтения в контексте реализации социально-педагогических проектов развития личностного потенциала» (на примере Программы «Мастерские роста»)

СМЕТАННИКОВА Наталья Николаевна, президент Русской ассоциации чтения, кандидат психологических наук, профессор (Москва)

Педагогический взгляд на реализацию Программы поддержки и развития детского и юношеского чтения

ЖУКОВА Татьяна Дмитриевна, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира, кандидат педагогических наук (Москва)

Импортозамещение в образовании: природосообразные технологии в чтении

МЕЛЕНТЬЕВА Юлия Петровна, член-корреспондент Российской академии образования, содиректор Научного совета по проблемам чтения РАО, заведующая отделом проблем чтения научно- исследовательского центра «Наука» Российской академии наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации (Москва)

Исследования чтения как источник информации для Big Data. К постановке проблемы

12.00 – 12.30     Кофе-брейк

12.30 – 14.00   Пленарное заседание (продолжение)

Модератор:

БЕЛОКОЛЕНКО Мария Владимировна, заместитель генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литература имени М. И. Рудомино, вице-президент Русской ассоциации чтения, кандидат педагогических наук (Москва).

Доклады:

ВОРОПАЕВ Александр Николаевич, начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Москва)

Российское книгоиздание и книгораспространение в России в 2022 г.: тенденции и прогнозы

ЗОРИНА   Светлана   Юрьевна, главный   редактор   журнала «Книжная индустрия», руководитель комитета по поддержке и продвижению чтения Российского книжного союза (Москва)

Книжная отрасль России в 2022 г. Новые условия работы: риски и возможности

ЛОЗОВСКИЙ Максим Борисович, заместитель генерального директора по цифровому контенту издательства АСТ (Москва)

Цифровой книжный контент: новые каналы продвижения

КУРАМШИНА Людмила Леонидовна, почётный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный учитель Республики Татарстан, почетный наставник Республики Татарстан, член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации (Казань)

Психолого-педагогические условия формирования интереса к чтению художественной литературы в средней школе

ЯКИМОВ Игорь Анатольевич, доцент кафедры начального филологического образования им. М. Р. Львова Института детства Московского педагогического государственного университета, директор лицея МПГУ, кандидат педагогических наук (Москва)

Исполнительское мастерство учителя начальных классов

СОЛОВЬЕВА Юлия Игоревна, доцент кафедры начального филологического образования им. М. Р. Львова Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук (Москва)

От студента-читателя к читающему учителю

14.00 – 15.00 Обед

15.00 – 17.00 Пленарное заседание (продолжение)

Модератор:

РОМАНИЧЕВА Елена Станиславовна, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации (Москва).

Доклады:

БЕЛОКОЛЕНКО Мария Владимировна, заместитель генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литература имени М. И. Рудомино, вице-президент Русской ассоциации чтения, кандидат педагогических наук (Москва)

Продвижение чтения в цифровых ресурсах собственной генерации: опыт Библиотеки иностранной литературы

ЛЕБЕДЕВА Анжела Эдуардовна, исполнительный директор Ассоциации «Растим читателя», советник директора Российской государственной детской библиотеки (Москва)

Проектная деятельность Российской государственной детской библиотеки и Ассоциации «Растим читателя» направления сотрудничества и взаимодействия

ИСРАИЛОВА Сацита Магомедовна, директор Национальной библиотеки Чеченской Республики имени А.А. Айдамирова, член Союза художников Чеченской республики, член Общественной палаты Чеченской Республики, заслуженный работник культуры Чеченской республики (Грозный)

Библиотеки и чтение в Чеченской республике до войны, во время войны и после

ДРЫЖОВА   Татьяна   Юрьевна, главный редактор журнала

«Школьная   библиотека: сегодня и завтра» издательства

«Библиомир» (Москва)

Библиотека как актор летнего детского чтения

КУРДЮМОВА Олеся Игоревна, заведующая музыкально-нотным сектором отдела обслуживания Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена (Киров)

Литературно-художественные выставочные проекты библиотеки как способ приобщения детей к чтению» (на примере деятельности Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена)

ЛЕЛИНКОВА Елена Валентиновна, преподаватель русского языка и литературы Санкт-Петербургского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации, соискатель кафедры методики преподавания литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета (Санкт-Петербург)

Выразительное чтение произведений современных детских поэтов как способ их интерпретации на занятиях по литературе в 5 классе суворовского училища

МИХАЙЛОВА Елизавета Андреевна, студентка 5 курса Института филологии Московского педагогического государственного университета (образовательная программа «Литература и История») (Москва)

Лонгрид как средство стимулирования читательской активности старшеклассников

РЯБОВА Марина Александровна, магистрант Института филологии Московского педагогического государственного университета (магистерская программа «Современные стратегии филологического образования») (Москва)

Метафорическое рисование как средство формирования интереса старшеклассников к современной поэзии (на примере творчества поэтов духовной традиции)

17.00 – 17.30 Свободная дискуссия

Модератор

КУЗЬМИН Евгений Иванович, заместитель председателя

Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, кандидат педагогических наук (Москва)

16 ноября (среда)

Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (1-й Басманный переулок, дом 2А)

11.00 – 13.00 Круглый стол «Перспективные направления продвижения чтения в цифровой среде»

Модератор:

КУЗЬМИН Евгений Иванович, заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,            президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, кандидат педагогических наук (Москва)

13.00 – 13.30     Кофе-брейк

13.30 – 14.30   Круглый стол (продолжение)

14.30 – 15.30    Подведение итогов конференции. Закрытие конференции