«CODEX LIGATUS»: научно-практический семинар по изучению и описанию европейских книжных переплетов XVI–XXI вв.

  • Редакция журнала
  • 13 дек. 2023 г.

4 декабря в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоялся научно-практический семинар «CODEX LIGATUS» по изучению и описанию европейских книжных переплетов XVI–XXI вв.

Семинар открылся приветственным словом заместителя директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе Ильи Доронченкова. В программе первой части утреннего модуля были мини-лекции, посвящённые материалам и конструкциям европейских книжных переплетов. Художник-реставратор Надежда Масленникова из Государственного научно-исследовательского института реставрации познакомила участников с основными типами шитья книжного блока и характерными особенностями переплетов из различных видов кожи (телячьей, овечьей, козьей, свиной и пергамена). Мария Золотова, заведующая сектором музейной и выставочной работы Научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки, рассказала о декоративной бумаге ручного производства и ее применении в оформлении книжных переплетов. Мини-лекция Анны Марковой, заведующей сектором каталогизации Научной библиотеки ГМИИ им. А.С. Пушкина, была посвящена сочетанию кожи и бумаги в европейских переплетах XVI–XX вв.

ImageВо второй части обсуждались практические вопросы работы с редкими и ценными изданиями в фондах российских библиотек и музеев. Заведующий сектором превентивной консервации Отдела реставрации библиотечных фондов РГБ Алексей Кащеев и Анна Маркова (ГМИИ) обсудили с аудиторией принципы хранения, использования и экспонирования редких книг и рассмотрели различные примеры повреждений книжных переплетов. После этого свой опыт работы с редкой книгой представила Научная библиотека ГМИИ им. А.С. Пушкина: заведующая Научной библиотекой Екатерина Игошина рассказала о маркировке книг метками радиочастотной идентификации, а заместитель заведующей Научной библиотекой Анастасия Колесникова рассказала об использовании специального оборудования при работе с редкими изданиями в читальном зале.

Для участников были организованы экскурсия в Научную библиотеку музея и практическое занятие, которое прошло в читальном зале. В время экскурсии Екатерина Игошина рассказала об истории библиотеки, а также охарактеризовала её современную деятельность, сосредоточив внимание на комплектовании, каталогизации и научной работе по изучению редкого фонда. Анна Маркова на примерах европейских книжных переплетов XVII–XX вв. из фонда Научной библиотеки ГМИИ провела занятие, где у участников была возможность попрактиковаться в идентификации конструкций и материалов книжных переплетов.

ImageСеминар собрал более 80 участников из 12 городов России.

В ближайшее время на странице семинара на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина будут опубликованы иллюстрированные тезисы и выложены видеозаписи выступлений утреннего модуля. Семинар планируется сделать ежегодным.

Фото А. Баклыкова

ДЛЯ СПРАВКИ

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Музей насчитывает в своем фонде около 700 000 оригинальных произведений, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея можно увидеть знаковые произведения мировой живописи – работы Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Отдельное место в собрании занимает коллекция французского искусства XIX–XX веков меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Представленная знаковыми произведениями Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров, эта коллекция является одной из самых известных в мире. Фонды музея продолжают активно пополняться и в настоящее время. С 2018 года ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» начал формировать первую в России коллекцию медиаискусства. В январе 2020 года по инициативе Министерства культуры в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.