«Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы»

  • Редакция журнала
  • 6 нояб. 2019 г.

22-23 октября 2019 года в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «Программа поддержки и развития детского и юношеского чтения: проблемы и перспективы».

Организаторами конференции выступили Московский педагогический государственный университет, Российская государственная детская библиотека, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Русская школьная библиотечная ассоциация и Русская ассоциация чтения при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Конференция продолжила многолетнюю традицию ежегодных конференций Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, проводившихся с 2007 г. под названием «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы».  В этом году упор был сделан на проблемах детского и юношеского чтения.

В 2017 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена концепция «Программы поддержки и развития детского и юношеского чтения», представляющая собой систему базовых принципов, целей, задач, основных направлений реализации. Было особо отмечено, что «приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке искусстве и других сферах».

ImageНа конференции были подведены итоги сделанного за год, обсуждены общие и специфические проблемы в сфере чтения, намечены планы на будущее, заложены основы для формирования новых связей и крупных совместных межведомственных и междисциплинарных проектов. Ученые-теоретики и практики из разных регионов России – члены всех институтов поддержки чтения (образовательных учреждений, библиотек, издательств, книготорговых организаций и СМИ) представили 24 региона России.

Открыли конференцию и вели пленарном заседании: председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Е.И. КУЗЬМИН и проректор Московского педагогического государственного университета, заведующая кафедрой русской литературы XX-XXI вв. Института филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор Л.А. ТРУБИНА.

ImageС приветственным словом обратился начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям А.Н. ВОРОПАЕВ. Во всех выступлениях звучала общая идея: чтение – это фундамент сохранения национальной идентичности и языка, развития образования, культуры, науки, экономики, политики внутренней и внешней.

Первостепенной задачей обозначено формирование нового поколения юных читателей в условиях кардинально меняющейся информационной среды, избыточности информации, доминирования электронной коммуникации и новых форматов книги и чтения. Необходимы такие интеллектуальные силы, которые были бы способны сформировать следующую стадию развития России. Чтобы решить подобную задачу, нужно в первую очередь подготовить школьных педагогов по всем дисциплинам. Они должны не только понимать ценность и важность чтения, но и владеть технологиями и методами продвижения чтения в школе, создания и развития атмосферы чтения в учебных учреждениях и в онлайн-среде. Библиотеки, издательства, книготорговые организации, писатели и журналисты являются первостепенными помощниками в реализации поставленных задач.

ImageНа пленарных заседаниях с докладами выступили Е.А. КОЛОСОВА, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат социологических наук (Москва); М.В. СМИРНОВА, президент Фонда «Живая классика» (Санкт-Петербург); С.Ю. ЗОРИНА, генеральный директор и главный редактор журнала «Книжная индустрия» (Москва); Ю.П. МЕЛЕНТЬЕВА, заведующая отделом проблем чтения науки НИЦ «Наука» РАН, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук (Москва); А.М. АНТИПОВА, профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии МПГУ, доктор педагогических наук (Москва); Н.А. БОРИСЕНКО, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, кандидат филологических наук (Москва); И.Б. КОТУНОВА, главный редактор издательства «Детская литература» (Москва); А.Л. Семёнова, заместитель директора Национальной библиотеки Удмуртской Республики (Ижевск).

На конференции работали три секции:

  • «Читающий учитель – читающие дети (методики и технологии продвижения чтения среди детей)», модераторами выступили профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии МПГУ, доктор педагогических наук Е.Л. ЕРОХИНА и доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе им. М.Р. Львова МПГУ, кандидат педагогических наук А.Ю. НИКИТЧЕНКОВ;
  • «Институты продвижения детского и юношеского чтения». Модераторы – профессор кафедры методики преподавания литературы Института филологии МПГУ, доктор педагогических наук (Москва) А.М. АНТИПОВА (МГПУ), заслуженный учитель РФ Е.С. РОМАНИЧЕВА;
  • «Круг чтения». Модераторы -- доцент кафедры русской литературы XX и XXI вв. Института филологии МПГУ, кандидат филологических наук Е.Ю. ЛАЗАРЕВА.

Яркие дискуссии на секциях вызвали доклады Н.Н. СМЕТАННИКОВОЙ, президента Русской ассоциации чтения, кандидат психологических наук «Читабельность текста и атомарность чтения (текст-читатель-чтение)»; Е.С. РОМАНИЧЕВОЙ, ведущего научного сотрудника МГПУ, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ

«Классика – это то, что каждый хотел бы прочесть, по возможности – не читая, или как определяют классику те, кто ее сегодня изучает?»; Л.Л. КУРАМШИНОЙ, учителя русского языка и литературы школы № 64 (Казань) «Штрихи к портрету юного читателя»; А.ЮНИКИТЧЕНКОВА, доцента кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе им. М.Р. Львова МПГУ, кандидата педагогических наук 

«Медиапроект в системе подготовки учителя к организации читательской деятельности младших школьников»; В.ПЧУДИНОВОЙ, главного научного сотрудника РГДБ, кандидата педагогических наук «Права детей на чтение»: подходы, документы, практики ведущих международных организаций по поддержке чтения»; М.В. БЕЛОКОЛЕНКО, заместителя генерального директора ЦБС ЮЗАО г. Москвы, кандидата педагогических наук «Проблемы вовлечённости родителей в процессы развития чтения и грамотности новых поколении»; Н.М. КУРИКАЛОВОЙ, вице-президента Русской ассоциации чтения, методиста проектного офиса «УчимЗнаем», кандидата филологических наук «Развитие грамотности у детей, находящихся на длительном лечении в стационаре медицинского учреждения».

На конференции участники получили удовольствие от выступления талантливых ребят, победителей Международного конкурса «Живая классика».

МПГУ как главный педагогический университет страны стал масштабной площадкой двухдневной конференции, которая переросла в настоящий всероссийский форум.

Все два дня работала выставка информационно-аналитических изданий по проблемам поддержки и развития чтения, продвижения русского языка, за издание которых отвечает Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества и Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Материалы конференции будут опубликованы.

Программа конференции(скачать)