14 мая в Уфе состоялась первая в этом году выездная сессия Открытого лектория «Культура 2.0» – дискуссионного проекта Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Кураторы и руководители специальных программ крупнейших музеев и других культурных институций обсудили важные тренды: инклюзивные проекты и использование TikTok для продвижения культуры.
Дискуссии Открытого лектория прошли очно в Уфе, на форуме «Арт-Курултай», к онлайн-трансляции могли подключиться жители всех регионов. Записи трансляций могут бесплатно посмотреть все желающие на сайте Санкт-Петербургского международного культурного форума и в официальных группах в социальных сетях ВКонтакте и Facebook.
Открытый лекторий начался с дискуссии «Инклюзивные проекты в учреждениях культуры» – о том, как музеи, библиотеки, театры могут сделать свои пространства и культурную среду в целом доступной и удобной для всех людей. Обсудили тему менеджер отдела инклюзивных программ музея «Гараж» Мария Щекочихина, руководитель отдела программ городской интеграции Фонда V-A-C Ярослав Алешин и ведущий специалист отдела междисциплинарных проектов Пушкинского музея Альбина Джумаева.
Доступная среда в культурных учреждениях сегодня уже не измеряется количеством пандусов или специальных мероприятий для людей с особенностями развития. Современный музей должен стать удобным и комфортным местом проведения досуга для всех посетителей, независимо от их социального опыта.
«Мы понимаем инклюзию достаточно широко. Инклюзия – создание условий для безбарьерного, свободного, открытого диалога самых разных аудиторий вне зависимости от того, маркированы ли они знаком “инвалидности”, или “третьего возраста”, или других общественных штампов, которые мы хотим преодолеть», – так Ярослав Алешин объяснил позицию Фонда V-A-C.
Другие спикеры дискуссии поделились опытом своих культурных институций – рассказали, как они делали первые шаги в организации доступного пространства в музее, как консультировали команду экскурсоводов и кураторов, как создавали первые мероприятия. Например, Пушкинский музей проводит для своих сотрудников тренинги по работе с разными группами людей, разрабатывает специальные проекты: экскурсии на жестовом языке, экскурсии с тифлокомментированием, экспозиции с тактильными макетами.
Мария Щекочихина рассказала, как «Гараж» использует онлайн-формат в инклюзивных программах: «Выход в онлайн помог нам при работе с людьми с ментальными особенностями. Для них важно постоянное общение, повторение, возвращение к пройденному, но не все могут каждую неделю приезжать к нам в музей. Мы сделали курс в Zoom с еженедельными беседами об искусстве. Получили положительные отзывы, многие просили написать новый курс на другие темы».
Запись дискуссии «Инклюзивные проекты в учреждениях культуры» можно посмотреть по ссылке на официальном сайте Форума.
Спикеры следующей дискуссии «Найди себя в TikTok» разбирали принципы работы социальных сетей в культурных учреждениях. Всем ли нужен TikTok, сколько стоит его запустить, и что в нем постить – на эти вопросы отвечали заместитель руководителя отдела культурно-просветительских проектов универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова Наталья Сенаторова, научный сотрудник и тиктокер Дарвиновского музея Елена Трушина, начальник пресс-службы Театрального музея им. А.А. Бахрушина Анжелика Юсуф.
В начале обсуждения Наталья Сенаторова перечислила несколько ключевых характеристик новой социальной сети: возможность строить драматургические ходы в коротких видео, самопрезентация, искренность и ироничность контента, возможность делать ошибки и показывать «внутреннюю кухню». По мнению Натальи, именно эти особенности TikTok позволяют рассказать о консервативной библиотечной среде как о живом и актуальном пространстве и стать ближе аудитории, которая «родилась со смартфоном в руках».
Анжелика Юсуф рассказала об опыте театрального музея: «В TikTok очень важно быть в повестке: у тебя может быть свой контент-план, свое учреждение, ты можешь рассказывать об экспонатах этого учреждения, но, если видишь, что появляется какой-то тренд, нужно в него вклиниться. Этого не спрогнозируешь, нужно быть готовым к “творческому полету”».
Елена Трушина сама ведет аккаунт Дарвиновского музея в TikTok, поэтому смогла дать практические советы культурным учреждениям, которые только начинают работу в этой социальной сети. Она порекомендовала выбирать Pro-аккаунт для сбора аналитики, в начале делать видео до 15 секунд, не стесняться экспериментировать и повторять тренды других блогеров.
Запись трансляции «Найди себя в TikTok» доступна по ссылке на официальном сайте Форума.
Первые в этом году дискуссии Открытого лектория «Культура 2.0» посетители около 150 человек в Уфе, а онлайн-трансляции собрали более 80 000 просмотров зрителей из Москвы, Тюмени, Тулы, Ростова, Санкт-Петербурга и других городов. Дискуссии о новейших технологиях в культуре продолжатся в июне. Расписание и другие новости Открытого лектория «Культура 2.0» будут опубликованы в группах в социальных сетях ВКонтакте и Facebook и на сайте Форума.
Открытый лекторий «Культура 2.0» – постоянно действующий дискуссионный проект и ключевой блок образовательной программы Санкт-Петербургского международного культурного форума. Мероприятия «Культуры 2.0» – это лекции, дискуссии, интерактивные форматы, такие как открытые мастер-классы, обсуждения, интеллектуальные марафоны и так далее. «Культура 2.0» открыта для всех, кто интересуется современным культурным процессом и хочет принимать в нем активное участие. В центре внимания «Культуры 2.0» – технологии в современной российской культуре в самом широком понимании: от цифровых и виртуальных технологий до социальных практик, технологий организации общественных пространств, развития локальных сообществ, а также продвижения инклюзивных и образовательных культурных проектов.
Открытый лекторий «Культура 2.0» – постоянно действующий дискуссионный проект Санкт-Петербургского международного культурного форума. «Культура 2.0» организует образовательные сессии в Санкт-Петербурге и других городах России, проводит онлайн-дискуссии. Новости и расписание мероприятий проекта будут публиковаться на сайте Форума и в социальных сетях.