Библиотечная школа цифровой грамотности

  • Любовь Казаченкова
  • 29 мая 2020 г.

Библиотечная школа цифровой грамотности – образовательный проект Российской государственной библиотеки для молодёжи, поддержанный Министерством культуры Российской Федерации и Российской библиотечной ассоциацией, реализуется с 2019 года.

Целью проекта является освоение библиотечными специалистами навыков работы с современными цифровыми ресурсами и технологиями, расширение их представления о разнообразии инструментов и способов повышения качества и эффективности обслуживания пользователей. 
Это представляется особо важным сегодня, когда в стране в рамках национального проекта «Культура» осуществляется модернизации муниципальных библиотек. В 2020 г. слушателями курсов станут не менее 400 специалистов общедоступных библиотек России.
Обучение в Библиотечной школе цифровой грамотности проводится бесплатно по заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий (без отрыва от основного места работы) по образовательной программе повышения квалификации по двум курсам (модулям) объемом 72 часа каждый.
Слушателям, успешно прошедшим тестирование по итогам каждого курса, выдаются удостоверения установленного образца о повышении квалификации (лицензия на ведение образовательной деятельности № 036939 от 28 декабря 2015 г.).

Образовательная программа по курсу «Организация цифровой среды библиотеки» для руководителей (заместителей руководителей) публичных библиотек 

Предполагает тематическое наполнение, связанное с наличием в библиотеке свободного доступа к безопасному цифровому контенту, собственному и внешнему (прежде всего, к ресурсам НЭБ) и оказание консультативной помощи в доступе к нему; автоматизации процессов библиотечного обслуживания; с электронным информированием на территории библиотеки; технической поддержкой организации публичных мероприятий; созданием в библиотеке специальных пространств для реализации пользователями цифровых умений и навыков и пр. Занятия будут проходить с 2 по 30 сентября 2020 г. Учебное расписание будет опубликовано в августе 2020 г.

Образовательная программа по курсу «Консультирование в области развития цифровой грамотности населения» для специалистов публичных библиотек

Программа предполагает тематическое наполнение, cвязанное со знанием законодательства РФ в области интеллектуальной собственности, основ безопасности в интернете и обеспечения сохранности данных; с включением в работу библиотеки централизованных цифровых ресурсов, подготовленных Министерством культуры РФ (портал «Культура.РФ»). Программой предусмотрено ознакомление с методикой обработки персональных данных граждан и консультирование в области оперирования этими данными в интернете; обучение методике консультирования пользователей по работе с электронными ресурсами (собственными и заимствованными) и диагностирования уровня цифровой грамотности пользователя. Слушатели получат представление о тенденциях развития информационно-коммуникационных технологий, о необходимых психологических компетенциях библиотекарей-консультантов, об особенностях и сферах применения основных мобильных приложений и пр. Занятия будут проходить с 1 по 29 октября 2020 г. Учебное расписание будет опубликовано в августе 2020 г.

 Регистрация на образовательные программы 2020 г.

Количество мест ограничено. От одного учреждения по каждому курсу образовательной программы обучение могут пройти не более двух сотрудников. Обязательным условием обучения в Библиотечной школе цифровой грамотности является наличие собственного (не библиотечного) электронного адреса и постоянного доступа к нему. Пожалуйста, при заполнении регистрационной формы используйте этот адрес.

Регистрация на курс «Организация цифровой среды библиотеки» для руководителей (заместителей руководителей) публичных библиотек.

Регистрация на курс «Консультирование в области развития цифровой грамотности населения» для специалистов публичных библиотек

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

I модуль «Организация цифровой среды библиотеки»

  • Библиотека в цифровом обществе. Национальный проект «Культура» и программа модернизации муниципальных библиотек.
  • Цифровая среда библиотеки и ее составляющие. Потребности пользователей библиотеки и связанные с ними технологические задачи.
  • Цифровое поколение России: особенности новой социальной ситуации и цифровой социализации.
  • Сохранение цифрового культурного наследия: практические аспекты.
  • Обеспечение (построение системы) безопасности помещения и фондов библиотеки (охрана внутреннего и внешнего периметров, видеонаблюдение, пожарная безопасность, шлагбаумы).
  • Автоматизация системы книговыдачи (поиск в каталогах, основы RFID, виды станций, печатные формы, отчёты).
  • Организация комфортной среды для работы с информационными ресурсами (работа с Wi-Fi, просмотр видеоконтента, прослушивание аудиокниг, варианты использования планшетов, самостоятельное сканирование и копирование документов).
  • Специализированные залы и технологическое обеспечение их работы (студия звукозаписи, мейкерспейс, кабинет художника, отделы оперативной полиграфии, сектор регистрации, вендинговые аппараты, информационные киоски с ЭК книжных магазинов).
  • Организация работы с цифровым контентом внешних поставщиков (НЭБ, ЭБС, правовые базы данных и др.).
  • Создание собственного цифрового контента (оцифровка книг, запись аудиокниг, видеоматериалов).
  • Ведение онлайн-трансляций, вебинаров. Создание видеостудии.
  • Технологическая поддержка мероприятий и информирования пользователей (автоматизация планирования мероприятий, встроенное в помещения оборудование, плазменные панели, фоторамки, информационные киоски).
  • Использование мобильных устройств пользователей для доведения до них библиотечной информации (Рассылки по электронной почте, SMS информирование, Мессенджеры — новое слово в построении коммуникаций с пользователями, Мобильная и полная версии сайта, Мобильные приложения, Электронный читательский билет в формате Wallet).
  • Вторая жизнь ретро технологий (использование устаревших технологий для продвижения эксклюзивных типов ресурсов: пластинки, диафильмы, слайды, плёнки).
  • Элементы цифровой среды, обеспечивающей инвалидам доступность библиотечных ресурсов и услуг как на территории библиотеки, так и во вне ее.
  • Использование VR/AR технологий в культурно-просветительской работе (создание мультимедиа гидов с технологией дополненной реальности по художественным и просветительским выставкам с использованием платформы ARTEFACT).
  • Создание виртуальных концертных залов, проведение и просмотр онлайн трансляций с использованием порталов «Культура РФ» и meloman.ru.
  • Перспективы использования новых технологий в организации цифровой среды библиотеки (технология VoIP для создания системы телефонии, интернет вещей).
  • Подведение итогов лекционного цикла. Ознакомление с методикой прохождения тестирования по материалам теоретических и практических занятий.


II модуль «Консультирование в области развития цифровой грамотности населения»

  • Цифровая грамотность (безопасность, компетенции, потребление). Индекс цифровой грамотности населения как фактор развития цифровой экономики страны. Роль и место библиотеки.
  • Законодательство в области авторского права применительно к цифровому контенту.
  • Основы безопасности в интернете (обеспечение правил конфиденциальности, культура поведения в сети, хранение информации, информирование о наиболее типичных угрозах при работе в сети интернет и основных методах противодействия им).
  • Мобильные средства связи и приложения. Возможности. Сферы применения.
  • Использование в работе библиотеки базовых цифровых ресурсов о культуре (Культура.РФ, Госкаталог.РФ, История.РФ).
  • Технология работы с социальными медиа. Библиотечный блогинг.
  • Основы работы с госорганами в цифровой среде (федеральный и региональные сайты, отдельные органы ФНС, другие сайты, использующие учётную запись ЕСИА).
  • Методы поиска легальной цифровой информации с использованием авторитетных источников (Цифровое потребление: фильмы, музыка, книги/Электронная картография. Организация путешествий (билеты, гостиницы, страховки, посольства)).
  • Подготовка профессиональных презентаций для учебных и методических целей (визуализация данных и инфографика).
  • Создание лэндингов (одностраничных сайтов) для медиапроектов (Tilda, WordPress, Readymag).
  • Просветительские проекты Российского общества «Знание» в сфере цифровой экономики. Профессиональный стандарт «Консультант в области цифровой грамотности (цифровой куратор)». Создание центров цифровой грамотности.
  • Повышение психологической компетентности библиотекарей (психологические особенности восприятия новых знаний и умений возрастными и специальными группами, методика диагностирования уровня цифровой грамотности пользователя).
  • Подведение итогов лекционного цикла. Ознакомление с методикой прохождения тестирования по материалам теоретических и практических занятий.

Преподаватели школы

Ваньков Вадим Валерьевич, директор Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации

Вильчинский Андрей Владимирович, заместитель директора Информационного научно-образовательного центра «Заочная школа МИФИ», руководитель проекта «Азбука цифровой экономики»

Денисова Юлия Сергеевна, владелец контент-агентства Veritas, преподаватель программы «Интернет-маркетинговые коммуникации» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ

Ефимова Мария Андреевна, психолог, тренер, заведующая сектором психологической помощи и социальной адаптации молодежи РГБМ

Катков Павел Александрович, российский юрист и общественный деятель, основатель юридической компании «Катков и партнёры», член Ассоциации юристов России, член Совета Торгово-промышленной палаты РФ по интеллектуальной собственности

Кудасова Анастасия Викторовна, заведующая информационно-библиографическим отделом Владимирской областной научной библиотеки

Лушников Павел Юрьевич, руководитель проектного офиса Национальной электронной библиотеки

Малышко Евгения Владимировна, директор московского представительства АНО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий», координатор социальных и волонтёрских проектов АНО «Белая трость», ведущая практико-ориентированных семинаров по инклюзивному взаимодействию

Михнова Ирина Борисовна, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации, член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку

Определенов Владимир Викторович, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, заведующий кафедрой IT в сфере культуры НИУ Высшая школа экономики

Пурник Антон Александрович, начальник информационно-технологического комплекса Российской государственной библиотеки для молодежи, канд. экономических наук

Солдатова Галина Владимировна, профессор кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук

Угольников Михаил Владимирович, генеральный директор ООО «Музей Плюс»

Шибаева Екатерина Александровна, заместитель главного редактора издательства «Пашков дом», журнала «Обсерватория культуры»